Консультации специалистов МБДОУ 46 - МБДОУ Детский сад 46 Самара

Перейти к контенту
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Игры и упражнения для развития
связной речи ребенка.
Подготовил учитель – логопед Моисеева А.П.
Игры и упражнения для развития связной речи ребенка.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите ребенку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь ребенка развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Список используемой литературы:
  1. Нищева Н. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа». – М.:Детство-Пресс, 2020.
  2. «Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет» / автор-составитель Граб Л.М. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136 с.
  3. Ушакова О.С. «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
Как заниматься с непоседой
Подготовила: учитель-логопед Семенова Т.Г.
Маленьким детям очень трудно долго концентрировать своё внимание на тех действиях, которые им предлагают взрослые. Но заниматься с малышом всё равно нужно. В этой публикации мне хотелось бы рассказать, как правильно организовать занятия, чтобы удержать внимание даже подвижного ребёнка.
Как заниматься с непоседой. 8 советов:
1. Не нужно ограничивать двигательную активность ребёнка, лучше направлять её в нужное русло. Например, можно шагать или прыгать, на каждое действие (шаг или прыжок) называя слово на заданный звук.
2. Проводить занятия нужно не за столом, а в пространстве квартиры: на ковре, на диване, возле холодильника (с магнитами), в ванной и т.д.
3. Для занятий хорошо использовать игрушки и интересующие бытовые предметы. Например, привези мне на своём грузовичке только зелёные прищепки.
4. Если ребёнок фактически не сидит на одном месте, нужно ловить момент: когда сидит за столиком для кормления, в автокресле. В это время можно показать картинку, назвать окружающие предметы, проговорить потешку или сделать пальчиковые упражнения.
5. Заниматься во время прогулки. Гуляйте по городу, в парке. По ходу называйте все предметы, которые встречаются. Называйте цвет проезжающих мимо автомобилей, показывайте буквы на вывесках, цифры – на номерах машин. Знакомьте с понятием «больше - меньше» (куст-дерево, легковой автомобиль - грузовой), «справа - слева», «дальше - ближе». Считайте ступеньки, пока поднимаетесь в квартиру.
6. Ввести интересный персонаж (кукла-рукавичка или мягкая игрушка), которая будет предлагать малышу интересные задания, и хвалить его за старание.
7. Начинать нужно с коротких заданий, которые можно выполнить на ходу, стоя. Например, попросите малыша принести предмет, название которого начинается на звук А. Или предложите дорисовать чёрные точки божьей коровке, изображение которой прикреплено к стене на уровне глаз ребёнка.
8. Учить ребёнка концентрировать внимание, выполняя простые задания на развитие бытовых навыков. Например, просите малыша расставить в прихожей обувь: «Ставь сначала самые маленькие туфли, это туфли Вани. Затем туфли побольше, это мамины. А затем самые большие – папины».
Никогда не заставляйте ребёнка заниматься через силу. Угрозы не дадут никакого эффекта. Конечно, во избежание наказания, малыш может выполнить требования родителей. Но от такого давления со стороны взрослых может исчезнуть желание учиться.
Литература:
  1. Арцишевская И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2011г.
  2. Волина В. Как стать хорошим. СПб.: Дидактика плюс, 2001г.
  3. аваденко Н.Н. Диагноз и дифференцированный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. 2000.№4.
Роль родителей в развитии речи детей
Подготовил учитель – логопед Моисеева А.П.
1. Чтобы предупредить или исправить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, ортодонту, устранять дефекты, лечить зубы.
2. Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. Необходимо оберегать его слух от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизора), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их в медицинских учреждениях.
3. Родители должны беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
4. Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
5. Часто причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, с которыми ребенок часто общается.
6. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания, сюсюкать, произносить слова смягченно, часто употреблять слова с уменьшительными или ласкательными суффиксами. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
7. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.
8. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок отказывается говорить или замыкается в себе.
Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.
9. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
10. Если ребенок рассказывает сказку или отвечает на вопрос, допускает речевые ошибки, не следует его перебивать, надо предоставить ребенку возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
11. Нельзя уклоняться от вопросов ребенка.
12. Больше читайте детям. Пусть они рассказывают то, что им прочитали.
13. Не стоит заниматься изучением иностранных языков. Т.к. ребенок еще не умеет произносить некоторые звуки русского языка, а изучая иностранный язык у ребенка формируется иностранное произношение звуков (р-горловое, с,з-межзубное…), которое ребенок с легкостью переносит в русский язык.
14. Особое внимание родителям стоит уделить развитию мелкой моторики рук: для этого дома ребенку должны быть доступны пластилин, краски, карандаши, мозаика, ножницы, игры с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, выкладыванием палочек, круп.
Учите детей класть ладошки так, как вы их положили – ладони вниз, вверх, в кулаке, ребром. Сначала повторяем по одному движению, затем по два и т.д.
Разучивайте пальчиковые игры со словесным сопровождением.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он получал не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Список используемой литературы:
  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1997г.
  2. Грибова О.Е. Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? М., Айрис-пресс 2014г.
  3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. Ярославль Академия развития 2010г.
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому